Нижнетагильская роспись мастер-класс

Программа

мастер – класса «Художественная роспись по металлу»

(Нижнетагильская роспись)

 

Преподаватели: Голубева А.Н.- заведующая кафедрой декоративной росписи.

Контингент: студенты, педагоги, гости.

Продолжительность: 45 мин.

1.Цель: приобщение к неиссякаемым богатствам народного искусства,

развитие творческих способностей и позитивного отношения миру.

2.Задачи:

- знакомство с Нижнетагильским подносным промыслом;

- расширение теоретических знаний о многообразии видов народного искусства;

- получение первичных навыков основных видов росписи.

3.Оборудование, материалы и инструменты:  палитра, кисти беличьи       № 1-5, шпатель, масленка, разбавитель, лак, масло, краски масляные, изделие для росписи.

4.Теоретическая часть.

- рассказ о Нижнетагильском промысле;

- технологические отличия двухцветной маховой росписи;

- комбинированные технологии в декоративном оформлении подноса.

5.     Практическая часть.

5.1.    Организация рабочего места.

5.2.    Подготовка материалов и инструментов.

5.3.    Двухцветная маховая роспись.

5.4.    Орнаментальная роспись.

5.5.    Фактурный фон.

6.      Заключительная часть.

Просмотр и обсуждение выполненных работ.

Работы студентов кафедры декоративной росписи

  

 

 

 

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Техника и технология.

Организация рабочего места. Идеальным освещением для выполнения росписи  масляными красками является естественное дневное освещение. Поэтому помещение, в котором будет работать художник, должно иметь большие окна. Рабочее место необходимо располагать как можно ближе к оконному проему. Но если естественного освещения недостаточно, например, в зимнее время, необходимо оборудовать помещение лампами дневного света. Одновременно, каждое рабочее место должно быть оснащено настольной лампой для выполнения деталей росписи, требующих особой тщательности. В помещении, где работают художники необходимо оснастить вытяжкой, так как практически все материалы токсичны. Особенно это касается помещений, где происходит лакировка и сушка изделий. Стол и стул должны быть удобными для художника, так как большинство работ выполняются сидя. На столешнице свободно располагаются  материалы и инструменты, подставки с репродукциями и изделие под роспись. Стул с жестким сиденьем и спинкой поможет художнику сохранить осанку.

Материалы и инструменты.

Формы для подносов выполняются мастером-ковалем из металла или изготавливаются на предприятии методом штамповки. Формы подносов ручной ковки могут быть разнообразными по форме и размеру. Штампованные подносы одинаковые по форме, размеру в соответствии со штамповой оснасткой, при помощи которой они были изготовлены. Выбор форм штампованных подносов ограничен. Как правило, такие подносы бывают небольшими, в то время как подносы ручной ковки встречаются достаточно крупных размеров. Заготовка подноса обезжиривается при помощи специальной жидкости или промывается теплой водой со стиральным порошком. Прогревается в сушильном шкафу, затем покрывается пентофталиевым или глифталиевым  грунтом промышленного производства. Сушится и зачищается наждачной бумагой. После покрывается черной эмалью, при необходимости на поднос наносится цветной грунт. Еще раз лакируется со всех сторон, после просушки вновь прочищается и поднос готов к нанесению росписи. Палитру для разведения масляных красок можно купить в магазине, также ее можно изготовить самостоятельно. Как правило, она представляет собой прямоугольный кусок оргстекла, или светлого однотонного пластика, не менее формата А-4 или немного крупнее. Края палитры должны быть гладкими, без заусениц, во избежание возможной травмы рук. Палитру прямоугольной формы располагаем горизонтально. Поверхность палитры условно делим на две части. На одной части располагаем краски в установленном порядке. Другая часть – рабочая, остается свободной. Разводим белила при помощи мастихина с небольшим количеством льняного масла и располагаем в левом верхнем углу палитры. Для первоначальных упражнений понадобится только две краски. Белила и любой контрастный цвет. Наиболее подходящий – краплак красный темный, который не требует дополнительного разведения. Двух красок достаточно не только для тренировочных упражнений по освоению основных приемов росписи, но и для организации  тональной палитры для выполнения различных  растительных форм и в последствии – расписного  мотива. Для этого можно в разных пропорциях смешивать краплак и белила, получая оттенки розового цвета от насыщенных темных до светлых. Палитра для полноцветных работ готовится по следующему принципу. Белила остаются на прежнем месте, а теплые краски располагаются горизонтально, по верхнему краю палитры, сохраняя тональную очередность, то-есть светлые ближе к белилам, темные в отдалении. Холодные оттенки находятся ближе к левому краю палитры в том же порядке. Слева на палитре устанавливаем небольшую емкость для тройника и рабочее место готово. Колеры из масляных красок разводятся на палитре при помощи мастихина или шпателя. Мастихин можно приобрести в магазине. Также можно изготовить его из металлической пластинки или линейки длиной 15 сантиметров. Одну короткую сторону пластинки затачивают с одной стороны для того, чтобы можно было собирать краску с палитры. Для выполнения росписи необходимы беличьи кисти с первого по пятый номер. Ворс кисти должен быть ровным, мягким и упругим. Лучшим материалом для вытирания кистей является хлопчатобумажный трикотаж. Материал должен быть нарезан на небольшие куски для удобства в работе.    Кисти № 1 специально не обрабатываются. В исключительных случаях удаляются грубые волоски. Как правило, необработанная кисть № 1 обмакивается в тройник, а затем в краску и при ее помощи выполняются такие приемы росписи, как «привязка»,  «чертежка», «точки». У кистей № 2 схожие свойства с кистью № 1. Они также могут применяться для выполнения различных мелких приемов, но так как кисть № 2 имеет чуть больший объем, она дольше остается в работе. Ее ворс можно подравнивать, удлинять и т. д. для улучшения качества росписи. Обычно ворс подравнивают при помощи лезвия. Если разогреть на пламени спички металлический капсюль кисти, то ворс, который он удерживает, удлиняют методом вытягивания из капсюля. Все действия необходимо выполнять осторожно, так как кисть легко повредить. Кисти № 3, № 4 и № 5 используются для выполнения малых, средних и крупных форм росписи соответственно. Вначале кисти обмакиваются в льняное масло, затем используются на палитре для выполнения пробных упражнений, в результате которых определяется направление сплющивания капсюля. Капсюль сплющивается при помощи плоскогубцев. Ворс на кисти для выполнения двухцветного мазка должен быть плоским, мягким и пластичным.

Техника двухцветной маховой росписи.

Все приемы маховой росписи основаны на пластичности ворса беличьих кистей. Можно слегка касаться поверхности подноса, тогда останется тонкий след, можно сильнее нажать на кисть и след получится широким. На тонкую кисть № 1 или № 2 набирается колер, и выполняются округлые элементы. На кисть можно нажать в середине выполнения элемента или в конце. В зависимости от этого получатся разные элементы. Можно сделать в середине элемента вместе с нажатием волнообразное движение. В этом случае получиться третий элемент. Для получения двухцветного мазка на плоские кисти № 3, № 4, № 5 с одного края берем один колер, с другого края второй колер, затем настраиваем на палитре двухцветную дорожку. После этого выполняем отдельные двухцветные мазки. Количество краски на кисти определяется тем, что она должна быть плотной и не просвечивать ни на кисти, ни на дорожке, ни на подносе. Различают три вида элементов росписи: элементы привязки, элементы, выполняемые торцевой частью кисти, и элементы росписи, такие как листик, малый лепесток, круглый лепесток, большой лепесток, восьмерка и волан. Элементы привязки выполняются по-отдельности или группируются в различные формы привязки или орнамента. Они выполняются одним цветом, в отличие от остальных элементов. К формам росписи относятся розы, листья, бутоны, веточки и т.д. Они отличаются по размеру: крупные, средние и малые формы росписи. Малые формы росписи состоят из отдельных элементов или строятся из них. Средние и крупные формы создаются из простых и составных элементов. В букете выполняются в начале крупные формы росписи, затем средние и малые. Традиционный мотив росписи составляет основу любой цветочной композиции. Он состоит из форм  трех размеров, как правило, розы с бутоном, нескольких крупных листьев и веточек с небольшими цветочками.

Покрытие живописи лаком.

Роспись или живопись наносятся на поднос разными способами. Маховая двухцветная роспись выполняется за один раз. После этого сушится. Затем покрывается лаком. Просушивается и зачищается. После этого выполняется орнамент. Затем поднос покрывается лаком окончательно со всех сторон. При необходимости  лакировку можно повторить. Многослойная живопись на металле выполняется другим способом. Она подразделяется на несколько этапов. Каждый этап выполняется отдельно, просушивается, отдельно лакируется и зачищается после просушки лака. Только затем выполняется следующий этап, который обрабатывается также. После завершения всех слоев живописи выполняется орнамент, и изделие лакируется со всех сторон окончательно.

Готовим краску на палитре

 

 

 

 

 

Первоначальные упражнения по росписи

 

 

 

 

 

Расписываем поднос

 

 

 

 

 

Поднос «Времена года» Моргун М.А. 2009 год.

 

 

 

 

 

Комплект «Усадьба» скамья  Маринина О.А. 2012 год

 

 

 

 

 

Комплект «Гармония» Четверкина Е.С. 2012 год

 

 

 

 

 

 



Рекомендуем посмотреть ещё:


Закрыть ... [X]

Пишем ромашки маслом нижнетагильская роспись) Вязание на спицах детское для 1 года



Нижнетагильская роспись мастер-класс Российские росписи: Нижнетагильская роспись
Нижнетагильская роспись мастер-класс Нижнетагильская роспись - lenka_penka77
Нижнетагильская роспись мастер-класс Нижнетагильская роспись
Нижнетагильская роспись мастер-класс 26 примеров для вязания пледов.Книга по вязанию
Нижнетагильская роспись мастер-класс Вышивка-времена года - LiveInternet
Нижнетагильская роспись мастер-класс Здесь Вы можете скачать бесплатно книги по вязанию
Нижнетагильская роспись мастер-класс Как сделать металлический каркас для лестницы своими руками
Нижнетагильская роспись мастер-класс Книга Пледы и подушки для вязания спицами и
Нижнетагильская роспись мастер-класс Книги по вязанию пледов и покрывал
Книги по вязанию спицами Красивое вязание Мастер-класс: построение выкройки муляжным методом Металлический каркас для лестницы своими руками пошаговая Набор бисера для вязания жгутов Бисерные мастер ОЧЕНЬ хочу показать интересный мастер класс по Окрашивание коротких волос: Креативное, омбре, шатуш Пластиковые бутылки интересные поделки для сада Поделки из пластиковых бутылок: топ-50 идей

ШОКИРУЮЩИЕ НОВОСТИ